Главная /

Совершенствование подготовки кадров в системе
профессионального образования в свете современных требований
социально-экономического развития России

В настоящее время в России происходят масштабные преобразования, затронувшие практически все области экономического развития государства. Направлены они на совершенствование различных отраслей промышленности, хозяйства, социальной сферы, приведение их в соответствие потребностям государства, общества, каждого гражданина нашей страны, а также на формирование активно развивающегося во всем мире рынка новых инновационных технологий.

Ни у кого сейчас не вызывает сомнений, что новый импульс должны получить восстановление, модернизация и дальнейшее эффективное использование научно-технического и интеллектуального потенциала России, широкомасштабные инвестиции не только в добывающую промышленность, но и в современные технологии, науку и образование. Это и есть наиболее актуальные сегодня задачи, эффективное решение которых будет способствовать скорейшему вхождению России в единое экономическое и образовательное пространство Европы и всего мира. В связи с этим, основной целью развития и реализации государственной инновационной политики Российской Феде-рации на период до 2010 года является перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития, построение экономики, основанной на научных знаниях, "экономики знаний", которая будет способствовать освобождению страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечению высокой динамики роста в перерабатывающих, интеллектуально ориентированных и наукоемких отраслях. Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно подчеркивали, что современной России нужна конкурентоспособная образовательная система, поскольку происходящие в стране глубочайшие социально-экономические сдвиги и вхождение ее в постиндустриальную эпоху привели к некоторому отставанию всех уровней профессионального образования от запросов общества. Сегодня для всех становится очевидным, что на современном этапе развития российского общества необходимы серьезные системные изменения в профессиональной школе страны для обеспечения существенного повышения качества образования выпускников, а главное, - при-ведения полученных ими компетенций в соответствие с реальными запроса-ми работодателей, будь то бизнес, социальная сфера, сектор государственного управления или активно формирующаяся национальная наноиндустрия. Таким образом, без повышения качества и эффективности работы системы профессионального образования, приведения ее в соответствие текущим и перспективным потребностям рынка труда, тенденциям мирового экономического развития, а также организации непрерывного повышения квалификации и профессиональной переподготовки каждого действующего специалиста невозможно обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность страны.

Потребности и специфика подготовки кадров, имеющих различные уровни профессионального образования, для нужд конкретных отраслей промышленности, хозяйства, социальной сферы, управления должны определяться в соответствии с основными тенденциями их развития, основываясь на анализе проблем и перспектив интеграции в мировую экономику, а также с учетом внедрения и использования новых инновационных методов и технологий. Необходимо создать условия для привлечения инвестиций, поддержки экспорта российской продукции и защиты российских производителей на внешнем и внутреннем рынках, бесперебойного функционирования институтов государственного и муниципального управления, социальных структур, что потребует дальнейшего развития кадрового потенциала нашей страны.

На встрече с членами Совета законодателей, состоявшейся в октябре т.г., Президент России В.В.Путин, оценивая состояние и перспективы воспроизводства российских специалистов, отметил, что система подготовки кадров, включая структуру ее направлений, специальностей и профессий, должна отвечать современным потребностям рынка труда, при этом становиться более вариативной, гибкой, мобильной, чтобы своевременно отвечать на меняющиеся запросы экономики. В этой связи структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети образовательных учреждений, направлений подготовки кадров, совершенствование устаревшей номенклатуры профессий и специальностей будут способствовать устранению несоответствия объемов и профилей подготовки кадров их спросу на рынке труда, диспропорции и дублирования в данном вопросе. Таким образом, максимальное приближение структуры и содержания образовательного процесса на всех его уровнях к потребностям рынка труда поможет избежать перепроизводства пусть даже много знающих, но не востребованных рынком труда специалистов.

Реальным подтверждением необходимости такой работы является прогноз сложившейся в настоящее время ситуации, согласно которой к 2010 году ожидается существенное, почти в два раза, перепроизводство российскими вузами специалистов с высшим профессиональным образованием при неуклонно возрастающей потребности в рабочих и кадрах среднего звена. И это неслучайно, поскольку в последние годы и даже десятилетия в России, как и во всем мире, растет стремление подавляющего большинства граждан к получению высшего профессионального образования, а также к непрерывному обновлению и совершенствованию полученных знаний. Диспропорцию в системе подготовки специалистов высшего звена наглядно характеризуют следующие показатели. Например, число студентов, обучающихся как за счет средств федерального бюджета, так и на коммерческой основе, по экономическим специальностям увеличилось за последние полтора десятилетия в шесть раз, по юридическим - в четыре раза, чего нельзя сказать о специальностях инженерно-технического профиля.

В то же время мониторинг обеспеченности и потребностей рынка труда в специалистах свидетельствует о наблюдающейся сегодня деформированности в соотношении показателей подготовки кадров образовательными учреждениями разных уровней профессионального образования и реальных запросов экономики. Так, в настоящее время система высшего профессионального образования обеспечивает подготовку 60% от общего числа специалистов при существующей потребности в 35%, система среднего профессионального образования соответственно - 13% к 45%, начального профессионального образования - 15% к 20%. И прежде всего стабильно развивающаяся в последние годы российская экономика остро нуждается сегодня в специалистах инженерно-технического профиля, а также в высококвалифицированных рабочих кадрах для отраслей строительства, машиностроения, сельского хозяйства, жилищно-коммунального комплекса и городской инфраструктуры.

В целях решения задачи совершенствования системы российского образования, повышения её конкурентоспособности одним из важнейших факторов, влияющим на качество подготовки будущих специалистов, является продуманная система формирования контингента обучающихся, сочетающая современные требования к общеобразовательному уровню абитуриентов с соблюдением необходимых социальных гарантий, включая доступность образования в широком смысле этого слова, и базирующаяся на анализе изменяющихся потребностей рынка труда в специалистах различного профиля и уровня квалификации. Именно на это направлена работа Федерального агентства по образованию, связанная с ежегодной организацией приема в учреждения профессионального образования.

Прежде всего отмечу, что в новом учебном году занятия в российских вузах посещают около 7 млн. студентов, а количество первокурсников насчитывает 1 млн. 350 тысяч человек. При этом на бюджетную форму обучения в вузы в этом году поступили 530 тысяч человек, подавляющее большинство из которых - более 400 тысяч - будут учиться в подведомственных Рособразованию высших учебных заведениях. Для сравнения: согласно статистическим данным, в 1994 году армия студентов насчитывала 2,5 млн. человек.

Контингент обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования в этом году составил чуть более 2 млн. человек, уменьшившись по сравнению с прошлым учебным годом на 7%. Указанная выше необходимость приведения системы подготовки специалистов в соответствие с текущими и перспективными потребностями современного рынка труда предполагает некоторое сокращение количества бюджетных мест в российских вузах. Так, в текущем году по сравнению с 2006 годом количество бюджетных мест для поступающих в подведомственные Рособразованию высшие учебные заведения сократилось примерно на 15 тысяч, или на 3,4%. Замечу, что этот показатель в прошлом году по сравнению с 2005 годом составлял 9,2%. Для поступления в образовательные учреждения среднего профессионального образования число бюджетных мест уменьшилось на 1,2 тысяч. Оптимизация подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в сторону сокращения бюджетного приема затронула такие направления, как социальные, гуманитарные, физико-математические науки, педагогические, экономические специальности, сельское и рыбное хозяйство. Однако осуществляемое сокращение нельзя расценивать как результат бездумной экономии бюджетных средств или попытку подорвать основы формирования интеллектуальной элиты общества. Это объективно вынужденная в условиях неблагоприятной демографической ситуации мера, поскольку пришло время самым решительным образом прекращать подготовку специалистов, не отвечающих профилю учебного заведения, в частности, по специальностям гуманитарного направления в технических вузах, равно как и покончить с подготовкой кадров, не востребованных экономикой страны. Сюда же можно отнести еще одну актуальную проблему: значительная часть выпускников педагогических, медицинских, сельскохозяйственных вузов, обучавшихся за счет средств федерального бюджета, не идут впоследствии работать по полученным специальностям. Такое положение дел требует выработки комплекса мер, включающего организацию целевого приема абитуриентов в учреждения профессионального образования, расширение договорной практики "студент-вуз-работодатель", содействие трудоустройству выпускников и ряда других. Вместе с тем, по ряду стратегических специальностей и направлений подготовки - в области строительства и архитектуры, геологии, разведки и разработки полезных ископаемых, систем вооружения, сферы обслуживания - впервые за эти годы бюджетный прием был увеличен. По другим - в области культуры и искусства, естественных наук, геодезии и землеустройства, авиационной, ракетно-космической, морской техники, приборостроения и оптотехники, автоматики и управления, воспроизводства и переработки лесных ресурсов - количество бюджетных мест осталось на уровне 2006 года. В дальнейшем количество бюджетных мест по ряду актуальных для экономики России направлений подготовки, например, в сфере транспорта, будет увеличиваться. Кроме того, это может коснуться непосредственно тех вузов, выпускники которых подтверждают свою конкурентоспособность и стремятся на практике воплотить полученные во время профессионального обучения знания.

Следует при этом подчеркнуть, что даже несмотря на незначительное сокращение количества бюджетных мест государство соблюдает и даже превышает законодательно установленную норму гарантий обучения в высших учебных заведениях за счет бюджетных средств не менее 170 человек на 10 тыс. человек населения нашей страны. Вместе с тем, в последние годы данный показатель колеблется в пределах 200-210 студентов на 10 тыс. населения. Изменение профильной структуры подготовки кадров среднего звена коснулось увеличения в 2007 году приема по таким востребованным специальностям, как Информатика и вычислительная техника, Технологические машины и оборудование, Автоматизированные технологии и производства, Электротехника, Транспорт, Нефтегазовое дело, Строительство, Лесное хозяйство и ландшафтное строительство, Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров. Как и в высшем образовании, сохраняется тенденция ежегодного незначительного снижения приема по специальностям экономического и юридического профилей. А по отдельным специальностям, прежде всего сельскохозяйственного профиля, даже отмечается недобор на бюджетные места.

Отмечу, что происходившие в нашей стране в последние два десятилетия достаточно неблагоприятные демографические процессы, характеризующиеся ежегодным сокращением количества выпускников общеобразовательных школ, пока еще не оказывали значительного влияния на число абитуриентов и неизменно стабильный конкурс в высшие и многие средние профессиональные учебные заведения. Однако в среднесрочной перспективе демографические проблемы реально отразятся на контрольных цифрах приема в учреждения профессионального образования всех уровней, т.к. уже к 2010 году по сравнению с 2005 годом будет иметь место сокращение более чем на 35% выпуска учащихся из 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ. Уже в этом году количество выпускников общеобразовательных школ, составившее 1,16 млн. человек, сократилось по сравнению с прошлым годом на 8%. Согласно прогнозам до 2010-2011 годов, при планируемом выпуске из стен общеобразовательной школы 808 тыс. человек дефицит абитуриентов в государственных и муниципальных учреждениях начального и среднего профессионального образования должен составить около 35%, а в вузах - около 15%.

Вместе с тем, прогнозные исследования показывают, что после 2012 года кризисная ситуация в этой области начнет постепенно стабилизироваться, поэтому мы считаем важнейшей задачей сохранение в период демографического спада богатого потенциала российской профессиональной школы.

В связи с этим Рособразование держит на постоянном контроле вопросы повышения качества подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования, неоднократно обсуждаемые в том числе на заседаниях коллегии. И сегодня мы можем с уверенностью говорить о позитивном воздействии на высшую школу России в целом работы по обобщению и распространению лучшего инновационного опыта в области управления качеством и совершенствования образовательного процесса, накопленного коллектива-ми многих высших учебных заведений, такими как Санкт-Петербургский государственный университет, Московский институт стали и сплавов, Орловский государственный технический университет и многие другие. Хочу с удовлетворением отметить, что многие учебные заведения в новых экономических условиях сформировали стратегию развития, разработали и успешно реализуют новые образовательные программы, изучают и адаптируют отечественный и зарубежный опыт подготовки кадров и взаимодействия с работодателями, активно привлекают внебюджетные источники финансирования.

Обеспечение инновационного характера процессов, происходящих сегодня в высшей школе, возможно только при условии эффективного сотрудничества, интеграции "трех китов" - профессионального образования, фундаментальной и прикладной науки, экономики и промышленного производства. Подготовка специалистов высшей квалификации невозможна без вузовской науки, без включения в учебный процесс творческой исследовательской работы, знакомства студентов с последними достижениями науки и техники. Наука и проектные разработки должны вернуться в профессиональное образование, поскольку они неотделимы друг от друга: наука без образования не будет иметь подпитки молодыми кадрами, лишится многих стимулов для развития, а образование без практики не будет отвечать требованиям, предъявляемым современной действительностью.

Присоединение России к Болонскому процессу, характеризующееся переходом к многоуровневому образованию и связанными с этим процессом введением системы зачетных единиц - кредитов, развитием академической мобильности и интернационализацией учебных планов, дало новый импульс модернизации профессионального образования, открыло дополнительные возможности для участия российских вузов в международных проектах, для развития студенческо-преподавательских академических обменов с лучшими европейскими университетами, для признания мировым рынком труда конкурентоспособности российских специалистов и российских дипломов о высшем образовании.

Разделение процесса получения высшего образования на две основных ступени - бакалавриат и магистратуру - как нельзя лучше отвечает потребностям рыночной экономики, причем не только российской, но и мировой, с ее требованиями к гибкости рабочей силы и компетентностным подходом, а также открывает выпускникам вузов и уже сформировавшимся специалистам более широкие возможности для поддержания высокого профессионального уровня. Следует также отметить еще один важный момент: в настоящее время, опираясь на фундаментальные традиции отечественной высшей школы, признано целесообразным сохранить по отдельным направлениям, например, технического, медицинского и других профилей, подготовку именно специалистов, без выделения бакалавриата и магистратуры.

Много споров и разногласий вызывает бытующее мнение, что бакалавриат не является полноценным высшим образованием. Как известно, кадровые службы сегодня не особенно охотно берут на работу таких выпускников вузов. В 3-4 года бакалавриата практически невозможно втиснуть традиционную пятилетнюю систему обучения, поэтому необходимо работать над тем, чтобы программы подготовки бакалавров обладали содержательной и практической завершенностью. Иллюзия несамодостаточности этой ступени обучения будет разрушена тогда, когда при самом активном участии ведущих организаций работодателей в России будут разработаны соответствующие образовательные стандарты подготовки бакалавров с последующим широким публичным их обсуждением педагогической общественностью и производственниками.

До настоящего времени многоуровневую систему обучения успешно осваивал не один десяток российских вузов, в том числе, Московский, Санкт-Петербургский, Томский государственные университеты, МГТУ им. Баумана, РУДН, РГПУ, МИСИС. Однако согласно внесенным изменениям в действующее законодательство в сфере образования о внедрении уровней профессионального образования с 1 сентября 2009 года многоуровневая подготовка кадров должна будет осуществляться во всех российских вузах.

Еще одна важная цель введения многоуровневой системы подготовки специалистов - обеспечить более ответственный подход каждого студента к вопросу обоснованности и продуманности выбора конкретной профессии, особенно тех, кто учится за счет средств федерального бюджета. Как уже было отмечено выше, ни для кого не секрет, что далеко не все выпускники вузов идут впоследствии работать по полученной специальности. На обучение многих из них тратятся огромные государственные средства. На приток новых специалистов рассчитывают практически все отрасли промышленности и социальной сферы. Однако государство не в полной мере получает отдачу от системы высшего профессионального образования, поэтому рентабельность подготовки кадров резко сокращается. Эту проблему достаточно безболезненно может решить временный перерыв в обучении студента после получения им степени бакалавра, который даст возможность каждому конкретному человеку сделать выводы о правильности выбора жизненного и трудового пути и скорректировать необходимость продолжения дальнейшего обучения в магистратуре. Более грамотным при этом станет подход и к получению второго высшего образования.

Таким образом, ценность Болонского процесса для российских вузов будет состоять не столько в доступе их выпускников к международному рынку квалифицированной рабочей силы, сколько в возможности использовать лучший опыт организации учебного процесса для повышения качества и эффективности подготовки специалистов именно для своей страны.

Как уже отмечалось выше, дальнейшее развитие системы профессионального образования должно сегодня определяться эффективностью частно-государственного партнерства. Статистика показывает, что подготовка специалистов в современной системе профессионального образования не устраивает более 50% работодателей. С одной стороны, кадровые службы предъявляют высокие требования к наличию у соискателя диплома о профессиональном образовании, а с другой стороны, зачастую признают, что соответствующий документ не является достаточным подтверждением соответствия работника необходимому уровню знаний и умений. В связи с этим, доверие рынка труда к системе профессионального образования пока еще, к сожалению, не слишком высоко, а надежды на повышение качества подготовки кадров, если эта система не будет претерпевать конструктивных изменений, пессимистичны. Некоторый уход в предыдущие годы бизнес-компаний из числа активных игроков на действующем образовательном поле нашей страны и даже создание некой альтернативной системы подготовки и переподготовки кадров объясняется прежде всего тем, что само образование было слабо готово к такому сотрудничеству: не было соответствующей институциональной среды, не происходил поиск адекватных форм взаимодействия, не разрабатывались практикоориентированные программы. Поэтому с точки зрения и государства, и деловых кругов в последние 10 лет система образования развивалась неадекватно потребностям экономики страны по структуре и качеству подготавливаемых специалистов, профессиональная подготовка во многих вузах была некачественной, а значит, неэффективной.

Вместе с тем, сейчас представители делового сообщества и бизнес-структур России на самом высоком уровне высказывают свою заинтересованность в совместной деятельности по совершенствованию качества подготовки специалистов для тех отраслей экономики, где пересекаются интересы государства и бизнеса. Необходимо отметить наметившуюся и развивающуюся в настоящее время тенденцию: российский бизнес осознал, что без квалифицированных кадров он в ближайшей перспективе окажется неконкурентоспособным. Компании и промышленные предприятия не только готовы сотрудничать с государственными образовательными учреждениями, но и создают свои собственные центры подготовки и переподготовки специалистов - своего рода прообраз системы непрерывного профессионального образования, в развитии которой сегодня заинтересовано наше государство.

Во многом наблюдаемый сегодня искусственный разрыв традиционных связей между отечественной системой образования и экономикой был усугублен несовершенным законодательством, по сути, не предусматривающим участие работодателей и их объединений в решении стратегических вопросов профессионального образования. В связи с этим для укрепления правовой основы взаимодействия бизнеса и образования инициирована разработка законопроектов, обеспечивающих реализацию приоритетов государственной образовательной политики в сфере профессионального образования. В частности, необходимо сформировать законодательную базу, направленную на развитие дополнительного бизнес-образования и системы профориентации молодежи. Следует законодательно закрепить право каждого гражданина на получение дополнительного образования. Необходимо также вернуться к рассмотрению вопроса о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением возможности участия работодателей в организации профессионального образования.

Мы видим, что бизнес хочет уйти от тупикового для него пути, от роли спонсора, поддерживающего образование, но не вовлеченного в сам процесс управления образовательной системой, поскольку до недавнего времени его инвестиции в систему образования осуществлялись в основном в виде благо-творительных или спонсорских программ в отдельных учебных заведениях.

Бизнес-структуры, особенно крупные, заинтересованы в подготовке кадров для своих предприятий на условиях софинансирования, по двусторонним или трехсторонним договорам или на основе кредитования. Для это-го необходимо разрабатывать новые механизмы привлечения в профессиональное образование внебюджетных средств, создавая условия для его инвестиционной привлекательности, с учетом прогрессивного мирового опыта соучредительства и многоканального финансирования образовательных учреждений.

Сейчас мы много говорим о многоканальном финансировании образования, которое широко распространено в индустриально развитых странах. Наработанный в этом вопросе опыт показывает, помимо стабильного увеличения государственной доли расходов на образование, эффективно работающую систему налоговых льгот и для самих образовательных учреждений, и для бизнес-структур, которые вкладывают инвестиции в их развитие. Таким образом, складывается благоприятная ситуация, при которой бизнес заинтересован в доступе к рынкам образовательных услуг.

В связи с этим, требует детальной проработки и вопрос о конкретных формах партнерства бизнеса и образования, позволяющих работодателю реально влиять на качество подготовки специалистов, организацию учебного процесса и производственной практики, оказывать образовательным учреждениям профессионального образования финансовую и материальную помощь в целях создания необходимых условий для решения совместных задач по обеспечению экономики высококвалифицированными кадрами. Учитывая, что российское законодательство не допускает соучредительства в отношении учебных заведений, идёт настойчивый поиск возможных изменений их организационно-правовых форм, обсуждаются различные варианты. Так, изменение организационно-правовой формы образовательных учреждений может происходить после разработки законодательной базы о создании так называемых "эндаументов" - целевых финансовых фондов ресурсного капитала, формируемых за счет как государственных, так и коммерческих финансовых средств. Обязательным условием работы эндаументов, чрезвычайно важным для бизнес-структур, должна стать прозрачность их деятельности, исключающая возможность тратить вкладываемые деньги не по целевому назначению. Таким образом, создание эндаументов более логичная и эффективная форма вложения финансовых средств в систему образования, чем соучредительство.

Выгода и государства и работодателя очевидна - вырастить и воспитать высококвалифицированного специалиста. При этом прогноз кадровых потребностей должен осуществляться при непосредственном участии работодателей, но при решающей роли государства: бизнес-сообщество дает соответствующую информацию, а государство - выстраивает структурную и промышленную политику с учетом результатов постоянного мониторинга рынка труда и демографической экспертизы. В этой связи, мы считаем, что работа должна проводиться в нескольких тесно связанных между собой направлениях.

Прежде всего, бизнес должен активнее включаться в систему подготовки кадров. Необходимо создать условия для организации системного партнерства государства, бизнес-структур и профессионального образования, которое предусматривает активное участие объединений работодателей в инновационном развитии профессиональной школы. Совместная работа должна затрагивать мониторинг потребностей рынка труда в кадровом ресурсе с целью определения текущего, а также среднесрочного и долгосрочного перспективного прогноза подготовки специалистов для различных отраслей экономики и социальной сферы, формирование соответствующего заказа учреждениям высшего профессионального образования, контрактной системы подготовки специалистов, оптимизации перечня востребованных специальностей, создания системы независимой оценки качества образования.

Нужно адаптировать к требованиям производства и социальной сферы стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования и в связи с этим повысить самостоятельность учебных заведений в выработке образовательных программ. Это возможно при условии разработки профессиональных образовательных стандартов, реально отражающих спрос рынка труда и предполагающих решение проблемы трудоустройства выпускников, с учетом которых можно будет создавать государственные образовательные стандарты нового поколения для всех уровней профессионального образования. В связи с этим отмечу, что принято решение о разработке в ближайшее время в России 33 новых образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования.

Вполне обосновано участие бизнес-сообщества в рейтинговании учебных заведений, прежде всего вузов. Если рейтинг будет выстраиваться на основе степени соответствия качества подготовки специалистов потребностям рынка труда, то и работодатели, и абитуриенты смогут получить достаточно надежный источник информации о конкурентоспособности того или иного учебного заведения и его выпускников. Помимо официального рейтинга вузов, составляемого Миниобрнауки России, можно привести в качестве примера заслуживающий внимания созданный в настоящее время общественной организацией "Деловая Россия" механизм мониторинга и повышения качества высшего образования - проект ДеРеВО (Деловой рейтинг высшего образования). Это независимый рейтинг, который призван отразить предпочтения и запросы работодателей, выявить лидеров профессиональной подготовки кадров, повысить прозрачность деятельности образовательных учреждений и задать ориентиры совершенствования образовательных программ.

Для того, чтобы государственные вузы успешно адаптировались к рыночным условиям, им нужно налаживать устойчивые связи с работодателя-ми, привлекать их к участию в работе попечительских и наблюдательных советов, формированию систем корпоративной подготовки кадров и т.д. В этой связи мы должны укреплять правовую базу участия работодателей в попечительских советах, в разработке рейтингов и других форм независимой оценки качества деятельности образовательных учреждений. Нужно стремиться к тому, чтобы работодатели были заинтересованы в развитии материально-технической базы образовательных учреждений, в организации производственной практики студентов, в социальной поддержке обучающихся - будущих работников соответствующих отраслей. Если вспомнить опыт прежних лет, то в нем было много разумных аспектов. Под-готовка специалистов осуществлялась в тесном контакте с предприятиями каждой конкретной отрасли. Производственная практика была для студентов вузов и техникумов бесплатной и обязательно проводилась на оплачиваемых рабочих местах по профилю подготовки, причем каждый выпускник получал профессиональный разряд и навыки работы по специальности. Представителей предприятий приглашали на преподавательскую работу в учебные заведения. Большое внимание уделялось послевузовской подготовке, когда выпускника, отработавшего 1-3 года на производстве, в обязательном порядке отправляли на курсы повышения квалификации. Большое значение имела подготовка специалистов без отрыва от производства. Думаю, ко многим подобным наработкам в части широкого привлечения работодателей к организации производственной практики, обучения специалистов, в том числе за счет государства, непосредственно на предприятиях, нам еще предстоит вернуться в будущем, тем более, что такие возможности начали успешно осваиваться и другими странами. В связи с этим интересной и весьма перспективной формой деятельности для представителей бизнес-элиты нашей страны может стать сегодня прямое участие в процессе подготовки кадров для интересующих их отраслей через непосредственно преподавательскую деятельность, проведение практических занятий, участие в работе вузовских экзаменационных и аттестационных комиссий. Продуктивны также организация специализированных программ для стажеров, привлечение студентов к работе в компаниях и многое другое. Большую заинтересованность должны проявлять субъекты Российской Федерации. Помимо федеральных, необходимо создавать региональные системы прогнозирования и мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации, в том числе с учетом демографической ситуации в каждом конкретном регионе. Разработка методических рекомендаций для комплексной оценки состояния кадрового потенциала по различным отраслям хозяйства субъектов Российской Федерации, создание региональных и межрегиональных банков вакантных должностей, ориентация региональных программ профобразования на новые экономические принципы, в том числе переход к подушевому финансированию, повышение стипендии и иных доплат за счет бюджетов субъектов Российской Федерации - это лишь часть направлений совместной работы, по которым мы можем двигаться вперед.

Кардинальным образом переломить сложившуюся ситуацию помогает национальный проект "Образование", который создал условия для выявления лидеров образовательной отрасли, а также способствует реализации целого ряда государственных мер, направленных на развитие самостоятельности учебных заведений и поощрение участия бизнеса в подготовке специалистов. Для этого в кратчайшие сроки была создана правовая база участия в национальном проекте инновационных вузов, техникумов, профессиональных училищ. С удовлетворением отмечу, что этот непростой для всех нас двухлетний период показал на деле, что проблема становления качественного, конкурентоспособного, инновационно направленного образования волнует не только органы государственной власти и научно-педагогическое сообщество страны. В процесс реализации национального проекта "Образование" активно включились многие институты гражданского общества, в том числе работодатели, представители деловых и бизнес-кругов, промышленники и предприниматели. И что особенно примечательно: наряду с большими финансовыми и промышленными корпорациями, среди которых Лукойл, Тройка Диалог, Север-сталь, Альфа-банк, Интеррос, IBS, ведущими ассоциациями и объединения-ми работодателей, такими как Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, общероссийская общественная организация "Деловая Россия", большую заинтересованность показал малый и средний бизнес, интересы которого представлены прежде всего Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "Опора России".

В качестве наглядного примера эффективности взаимодействия государственных и общественных структур, в том числе бизнеса, открывшего новые возможности в этой сфере, хотелось бы несколько подробнее остановиться на реализации одного из направлений национального проекта "Образование" - "Стимулирование высших учебных заведений, активно внедряющих инновационные образовательные программы". Начиная с 2006 года победителями двух этапов конкурсного отбора стали в общей сложности 57 инновационных вузов России. Внимание к конкурсу, активность участия в нем вузов говорит о понимании педагогическим сообществом необходимости перестройки учебного процесса, развития материально-технической базы образовательных учреждений путем осуществления на конкурсной основе закупок необходимого научного, учебного и учебно-лабораторного оборудования, а также качественного повышения квалификации преподавателей. Существенно важно, что дополнительное финансирование было предоставлено ведущим высшим учебным заведением не по уравнительному принципу, а на основе тщательной экспертизы предложенных ими программ инновационного развития. В числе основных критериев отбора учитывались как общепризнанные достижения конкретного образовательного учреждения - разработанные программы и технологии, отвечающие требованиям современного образовательного процесса, имеющие важное практическое значение научные исследования, изобретения и патенты, участие в международных образовательных программах, внедрение и реализация многоуровневой системы подготовки кадров, эффективность использования внебюджетных средств и др., так и наличие продуманной стратегической программы развития, элементов инновационной учебно-научно-промышленной инфраструктуры, равно как и результативное участие в различных федеральных и региональных проектах. Среди основных условий отбора инновационных программ образовательных учреждений была их вовлеченность в программы регионального развития, подготовку специалистов для местной промышленности, бизнеса и науки по перспективным прорывным направлениям, а также, важность для системы образования (например - в случае с педагогическими вузами, которые слабо вписываются в рыночные отношения, но тем не менее являются важнейшим элементом социально-экономического развития государства, что было доказано победой 3 педагогических вузов России в конкурсе 2007 года).

Весомым фактором, по мнению разработчиков критериев конкурсного отбора, активными участниками и экспертами поступивших конкурсных заявок которого были представители деловых кругов и таких крупных компаний, как РАО ЕЭС России, Группа компаний IBS, Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", стала прозрачность самой конкурсной процедуры и экспертизы инновационных образовательных программ. Поскольку практически все вузы-победители предполагают софинансирование своих исследований со стороны компаний, заинтересованных в результатах проекта, несомненный плюс для таких бизнес-структур, - жесткая система управления и отлаженный механизм контроля инвесторов за результатами выполнения программы. Таким образом, реализация данного направления нацпроекта стала демонстрацией реальной возможности развития совместного частно-государственного софинансирования высшей школы.

Кроме того, деловые круги России активно участвует сегодня в процессе создания в рамках приоритетного национального проекта "Образование" федеральных университетов и бизнес-школ. В частности, строительство Московской школы менеджмента "Сколково" полностью осуществляется за счет внебюджетных источников финансирования.

Создание таких принципиально новых образовательных учреждений, как Московская и Санкт-Петербургская бизнес-школы, Южный и Сибирский федеральные университеты будет способствовать повышению качества российского профессионального образования в соответствии с перспективными направлениями развития отечественной науки и экономики, росту их конкурентоспособности на мировом уровне, формированию сектора элитной подготовки высокопрофессиональных кадров. В этих университетах и бизнес-школах, которые получили статус высших учебных заведений общефедерального значения, будут размещены новейшие образовательные и материальные ресурсы, сконцентрирован элитный профессорско-преподавательский состав, что даст возможность реализовать на высочайшем уровне в пределах одного крупного образовательного центра самые современные, "прорывные" технологии обучения. На педагогические коллективы этих образовательных учреждений возлагается сложнейшая задача - в короткие сроки вывести качество образования на мировой уровень и создать модель ВУЗа XXI века по всем параметрам функционирования. Однако не только крупные компании могут внести свой вклад в развитие профессионального образования. Сегодня в эту работу должны быть во-влечены в том числе малые и средние отечественные предприятия. Так, система начального и среднего профессионального образования в большей части могла бы стать заботой регионального среднего и малого бизнеса. Успешные предприниматели, всерьез заинтересованные в притоке на российский рынок труда квалифицированных специалистов среднего технического звена, могли бы оказывать поддержку специализированным колледжам и лицеям.

Кроме того, представители бизнес-сообщества выражают желание активно участвовать в реализации нацпроекта "Образование" в плане создания системы частных профессиональных училищ для отечественной промышленности, главная особенность которых заключается в том, что в них по ус-коренной программе будут готовить специалистов для конкретной отрасли экономики, испытывающей потребность в кадрах. Ряд крупных корпораций даже ставит вопрос о возврате к тем далеким уже временам, когда ПТУ и техникумы находились на балансе предприятий. В качестве примера можно привести проект компании "Транснефть", которая открыла такие училища в Томске и в Республике Дагестан и собирается в дальнейшем развивать эту сеть. Эти образовательные учреждения готовят высококвалифицированные рабочие кадры для обслуживания предприятий нефтегазового комплекса, атомных электростанций и других высокотехнологичных отраслей промышленности. Обучающимся выплачивают повышенную стипендию, для них созданы улучшенные условия обучения и проживания в общежитиях, что, соответственно, обеспечивает высокий конкурс при поступлении в эти учебные заведения.

Для решения проблемы подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, прежде всего для высокотехнологичных и наукоемких отраслей, в рамках национального проекта начиная с 2007 года осуществляется поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. В перечень победителей вошли 45 учреждений СПО и 31 учреждение НПО. На их поддержку из федерального бюджета выделено 1,8 млрд. рублей. Вместе с тем, одним из обязательных условий участия в конкурсе было обязательство учреждений профобразования изыскать средства софинансирования на паритетных началах инновационной программы за счет регионального бюджета или внебюджетных источников. Таким образом, в конкурсе приняли участие те образовательные учреждения, выпускники которых реально востребованы экономикой региона и которые могут наладить эффективное сотрудничество с работодателями.

На базе этих училищ, лицеев, техникумов и колледжей планируется создание ресурсных центров, которые будут аккумулировать в себе не только новые подходы к обучению, реализуемые в тесной связке с предприятиями регионов, но и совместное учебно-производственное оборудование.

Таким образом, приоритетный национальный проект "Образование" призван помочь системе профессионального образования всех уровней лучше сориентироваться в современных социально-экономических условиях, стать более привлекательной для молодежи, восполнить и выровнять кадровый дефицит российского производства. Способствуя интеграции образования, науки, экономики, он представляет собой первую эффективную попытку модернизации образовательной сферы как ведущей составляющей инновационного развития России.

 
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
© 2007 РИА «Мэкс-инфо»